«Лодка вплывает в тоннель… прекрасная пещера… она освещена неярким голубым светом, и вы расслабляетесь все больше и больше. Вы видите на стенах прекрасные картины… прекрасные картины в мягких тонах и слышите где-то вдали тихую музыку, вашу любимую мелодию. Прекрасная тихая музыка, словно колыбельная, она усыпляет вас. А теперь лодка снова выплывает в яркий солнечный свет, она неспешно плывет, вы видите по берегам прекрасные цветы… прекрасные цветы с чудесным ароматом. А теперь лодка пристает к берегу, вы вылезаете из нее, поднимаетесь по зеленому холму и видите перед собой яблоню… на ней висят красивые красные яблоки, вы выбираете одно, срываете и откусываете кусок., у него сладкий приятный вкус».
Визуализация образов, например, школьной доски, каноэ, тоннеля должна включать образы, задействующие все пять чувств. Субъект «видит» лодку и картины на стенах, «осязает» температуру воды — горячую и холодную, слышит музыку, чувствует запах цветов и вкус фруктов.
Еще одна сенсомоторная методика
Поднятие руки углубляет транс через сенсомоторные реакции. Существует несколько подобных упражнений, и еще одно -метод вращения рук. Возьмите субъекта руки и начните ими двигать. Вращайте их друг вокруг друга со словами: «Сейчас руки вращаются и вращаются, вращаются и вращаются, движутся по кругу. Это становится автоматическим… они продолжают вращаться… вращаться и вращаться… автоматически продолжают двигаться по кругу, быстрее и быстрее. Вы не моете их остановить. Они продолжают вращаться по кругу, а вы уходите все глубже и глубже. Попробуйте, вы не можете остановиться. Ваши руки продолжают вращаться, а ы продолжаете погружаться глубже… все глубже и глубже. Сейчас ваши руки начина-т вращаться в обратную сторону, вращаться и вращаться… быстрее… по кругу. И вы продолжаете погружаться глубже, еще глубже, а ваши руки продолжают вращаться. Теперь вы не можете их остановить. Они вращаются автоматически. Попробуйте остановить их, вы не можете… перестаньте пробовать и погружайтесь глубже.
Теперь расслабьте руки, и, когда они снова упадут вам на колени, вы уйдете намного глубже… глубже и глубже… все уводит вас глубже».
При введении в гипноз можно использовать счет, визуализацию образов, сенсо-моторные реакции, поднятие и вращение рук, методики каноэ и тоннеля. Понимание гипноза подкрепляется поднятием или вращением рук, когда субъекта просят остановиться. Когда субъект осознает измененное состояние своего сознания, происходит углубление транса. Просьбы необходимы, чтобы субъект осознал, что находится под гипнозом